Игорь Генералов (acidgarry_photo) wrote in photo_polygon,
Игорь Генералов
acidgarry_photo
photo_polygon

Про трех мэтров и одного блоггера



По совету Артема Чернова и в дополнение к уже написанному про дискуссию в центре FOTODOC вешаю исходный отчет из своего журнала сюда, в Фотополигон.

Пару часов назад закончилась дискуссия "Что такое документальная фотография?" в центре документальной фотографии FOTODOC. Трое теоретиков документальной фотографии - Лапин, Логинов и Мусвик пытались найти истину в вопросе что такое документальная фотография и есть ли вообще она.
Как все прошло в картинках и немного моих выводов из встречи - под катом. Также приветствуются ссылки в комментариях на альтернативные посты про дискуссию, и на полное видео с нее - запись велась весь вечер.


Если честно, я шел на эту встречу по трем причинам. Первая - мне было вечером нечего делать, вторая - я хотел посмотреть на новый, недавно открывшийся, центр документальной фотографии, а третья попадала в тему дискуссии - интересно было послушать людей, понимающих в вопросе больше, чем я сам. Скажу сразу, первые две причины я удовлетворил, а вот с третьей... но - не все сразу.

Народа, как я и думал, пришло достаточно много. Причем без коробок пришло кажется человек пять, что говорило о том, что уж треть из присутствующих точно имеет профессиональное отношение к фотографии. В частности, в зале были замечены например Житенёв с Мякишевым. Стульев, чая и кофе хватило на всех, и начало вечера положил Александр Лапин. Если вы думаете, что был пересказ книги "Фотография как", то вы не ошиблись - мэтр рассуждал о теории построения, создания и смысла разных картинок, показывая на экране известные всем примеры классической документальной фотографии в его понимании. Вывод оказался весьма простым - любую карточку можно как угодно подписать под множество шаблонов и классификаций, а само понятие "документальная фотография" является ни чем иным, как возможностью оправдать практически любой, не прошедший под другие определения, кадр практически любым фотографом. Ну да ладно, теория - не мой конек, судить не мне, едем дальше...

Дальше стало веселее. Алексей Логинов, будучи преподавателем основ влияния фотографии на общественное мнение для политологов, подвел свою идею к тому, что документальная фотография является очень грозным оружием в информационных войнах при возникновении каких-либо вооруженных конфликтов. Да, за примерами далеко ходить не надо - разбирали недавнюю Грузию-Осетию с показом документального фильма про составляющие информационной войны. Народ в зале начал потихоньку вникать в суть происходящего. Затронули и вопрос постановки (я вспомнил сразу историю с кадром Глеба Гаранича) и акценты при съемке корреспондентом события и все прочее.

Но интереснее всего (на мой субъективный взгляд конечно и тут я согласен с Вильфом) выступила Виктория Мусвик. Она подвела мысль к тому, о чем я недавно спорил с Серебряковым и Максимовым (только там наш спор вышел короче, проще и дороже, чем 200р за посещение дискуссии сегодня :)) - о том, что традиционная документальная профессиональная фотография (да и фотожурналистика вообще) перерастает в новый формат с появлением понятия Web 2.0. Да-да, я о пресловутых блоггерах (пожалуй, склонюсь к мнению Ленты.ру и поставлю тут две "г"). Фотожурналистом может быть практически любой, а СМИ перерастают в НедоСМИ - на одном из слайдов даже привели пример феномена блога Сергея Мухамедова. И с этой точкой зрения на документальную фотографию в текущем разрезе времени я абсолютно согласен. Главное оказаться в нужное время в нужном месте и как можно быстрее сообщить об этом как можно большему числу людей. Естественно, Интернет тут выходит на первый план.

Вообще, и Мусвик и предыдущие двое выступающих затронули спектр проблем практически от А до Я. Из-за этого у присутствующих, как мне показалось, создалось ощущение невозможности вычленить главную проблему в обсуждении. В конце задавали вопросы на любой лад, даже о технических средствах обработки фотографий. Возможно, что это был недочет ведущего (не сумел заострить проблему на нужных вещах, тем самым создав провокацию для слушателей), а может быть и из-за слишком академического, лекционного подхода к изложению всех трех докладчиков. Так или иначе, никто не сумел ответить на искомый заявленный вопрос: документальная фотография – что это, условный термин или явление, где ее границы, какой круг проблем она охватывает, корректно ли вообще использование этого словосочетания?
Хотя... сколько людей - столько мнений.

Так прошел у меня вечер четверга. Не самый плохой вечер, надо сказать. А теперь, собственно, немного картинок. Без комментариев.














Tags: выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments